17 Фев

Нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогенеза.

  Основные проблемы, которые решает современная нейропсихология, это: нарушения речевой деятельности, мышления, синдром гиперактивности и дефицита внимания или, наоборот, сниженная активность, несформированность произвольной саморегуляции (в целом — учебная и социальная неуспешность) и др.
Традиционно методы нейропсихологической коррекции детей с трудностями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первичное направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их использования — восстановление или формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятие телесных блоков и напряжений, развитие невербальных компонентов общения и, в целом, улучшение психического самочувствия.
Вторичное направление — собственно когнитивные методы, ориентированные на формирование или коррекцию тех или иных психических функций, преодоление трудностей в развитии мышления, памяти, речи и др. На этом этапе при необходимости параллельно ведется работа с логопедом, дефектологом, неврологом.
Таким образом, оптимальным является системный подход к коррекции и реабилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и телесно-двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Фундаментом такого подхода является «метод замещающего онтогенеза», который включает в себя нейропсихологическую диагностику, профилактику и коррекцию процессов развития в норме и патологии. Нейропсихологическая коррекция на основе этого метода заключается в соотнесении настоящего уровня и качества развития ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов в норме и последующем воспроизведении тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Полная нейропсихологическая диагностика проводится в начале, середине и по окончании цикла (в среднем, 2-3 месяца). В зависимости от исходного уровня развития ребенка этого может быть достаточно, или специалист вместе с родителями примет решение о повторном курсе.
Мозг ребенка очень пластичен, поэтому нейропсихологическая коррекция ведет к наращиванию его психического потенциала. В противном случае, если не начать обучение, слаборазвитые или невостребованные структуры мозга будут тормозить и искажать психическое развитие в целом. Кроме того, отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуре растущего ребенка.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники