15 Авг

Нормы психического развития

Многие родители задаются вопросами: «Правильно ли развивается мой ребенок? Так ли должны вести себя дети в его возрасте? Все ли с ним в порядке?» Для того, чтобы помочь родителям ответить на эти вопросы, я предлагаю краткое описание того, что должен знать/уметь ребенок определенного возраста (от 3 месяцев до 5 лет). Конечно, каждый ребенок развивается по собственному сценарию, однако в случае серьезного отставания от нормы следует своевременно обратиться за консультацией к специалисту.

3-4 месяца:
— ребенок с интересом изучает лица окружающих;
— начинает узнавать предметы и людей;
— улыбается при звуке вашего голоса;
— начинает улыбаться при общении;
— поворачивает голову на звуки.

7 месяцев:
— ребёнок начинает реагировать на эмоции окружающих его людей;
— может находить нетщательно спрятанные предметы;
— изучает предметы руками или ртом;
— тянется к предметам, находящимся на удалённом расстоянии;
— выражает радость или недовольство голосом;
— произносит наборы звуков;
— пытается самостоятельно садиться.

1 год:
— ребенок может вставать и немного ходить самостоятельно;
— реагирует на своё имя, когда к нему обращаются;
— становится очевидным, что ребенок вас понимает;
— произносит отдельные простые слова;
— начинает охотно подражать поведению окружающим;
— разговаривает сам с собой на разные лады;
— называет членов семьи и других хорошо знакомых людей по имени;
— реагирует на «нельзя»;
— изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
— самостоятельно пьёт из чашки и немного ест ложкой;
— играет в простые сюжетные игры и все больше использует предметы по назначению;
— участвует в таких простых играх, как “я тебя сейчас поймаю!”;
— может находить спрятанные предметы.

18-24 месяцев:
— ребёнок подражает поведению окружающих;
— радуется обществу других детей;
— понимает многие слова;
— может произносить предложения, состоящие из 2-3 слов;
— находит тщательно спрятанные предметы;
— указывает на называемые картинки и предметы;
— начинает сортировать предметы по форме и цвету;
— начинает узнавать имена знакомых ему людей и названия предметов;
— может выполнять простые указания, поручения;
— может водить ручкой или фломастером по бумаге, выводя пока еще бессмысленные фигуры;
— начинает использовать в играх воображение;
— с удовольствием слушает сказки;
— пробует общаться со сверстниками.

3 года:
— ребёнок начинает открыто выражать нежное отношение к другим и имеет более обширный диапазон эмоций;
— может заводить механические игрушки, играть в игры с воображением;
— реальная жизнь сейчас интересует его гораздо сильнее, чем игрушки (девочки с удовольствием помогают маме на кухне, а мальчики вместе с папой чинят телевизор);
— сортирует предметы по форме и цвету;
— сопоставляет предметы с картинками;
— выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
— пользуется простыми предложениями при общении;
— пользуется местоимениями (“я”, “ты”, “меня”);
— начинает использовать множественное число (“машины”, “собачки”);
— старательно одевается самостоятельно;
— удовольствием рисует, лепит и вообще всячески проявляет фантазию в творчестве.

Признаки отставания в развитии в этом возрасте:
— не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки);
— не подбирает по образцу 3-4 цвета;
— не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
— не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
— не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;
— не подражает действиям близкого взрослого;
— не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
— не понимает «хорошо» и «плохо»;
— не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

4 года:
— называет свои имя, фамилию, возраст, город в котором живёт, знает имена родителей;
— ребёнок в состоянии принимать решения для разрешения конфликтов во время игр; всё больше пользуется воображением в играх;
— может назвать основные цвета, геометрические фигуры (■, ●, ▲);
— понимает простой арифметический счёт;
— произносит более сложные предложения, состоящие из 5-6 слов;
— складывает разрезные картинки из 4 частей, собирает пирамидку из 4-5 частей;
— может сказать, какое сейчас время суток, года;
— ориентируется в пространстве, показывая направления вверху – внизу, впереди – позади, слева – справа;
— рассказывая истории, произносит слова достаточно чётко для понимания незнакомыми ему людьми;
— знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» и т. д.;
— умеет играть в детское лото;
— отвечает на вопросы по ходу чтения книжки.

Признаки отставания в развитии в этом возрасте:
— не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов;
— не может построить «башенку» из кубиков;
— не может назвать простые геометрические фигуры;
— не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;
— не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;
— не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
— не складывает разрезную картинку из двух половинок;
— не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;
— легко отвлекается от любого занятия;
— не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

5 лет:
— становится всё более самостоятельным;
— начинает подражать друзьям;
— любит петь, танцевать и разыгрывать различные роли;
— способен отличить вымысел от действительности;
— называет И. О. родителей, братьев, сестёр и род их занятий;
— знает свой домашний адрес и день рождения;
— может сосчитать 5 и больше предметов и считать по порядку;
— правильно называет не менее 2 оттенков цветов;
— складывает по-разному разрезанные картинки из 4 частей;
— собирает пирамидку и матрешку из 6 частей;
— произносит предложения, состоящие более чем из 5 слов; может рассказывать длинные истории;
— умеет ориентироваться во времени: знает времена суток, года, различает понятия вчера, сегодня, завтра;
— сравнивает предметы по размеру: величине, высоте, длине, ширине, определяя результаты этих сравнений словами;
— правильно произносит все звуки родного языка;
— может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ;
— может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.

Признаки отставания в развитии в этом возрасте:
— игра бедная, примитивная, сюжеты однообразны; в целом, играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;
— познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, отказывается играть в развивающие игры;
— плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;
— не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;
— не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;
— неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании;
— не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;
— не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);
— не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники