19 Янв

Психологический портрет личности

Что же такое личность? В психологической науке есть множество подходов к рассмотрению и определению этого понятия. Но общим для них является то, что личность признается социально-психологическим феноменом. Именно в социуме, т. е. в обществе, среди других людей, формируется и действует человек как личность. Это определенный набор (уникальное сочетание) устойчивых характерных и поведенческих свойств человека. Проще говоря, личность определяется тем, какой у человека характер, как он ведет себя в деятельности и взаимодействует с другими людьми. Устойчивость придает поступкам человека закономерный характер, что является важным условием внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Неустойчивые личности часто плохо адаптируются в обществе и профессиональной деятельности. Такое поведение может являться признаком личностного расстройства.

   Каждая личность индивидуальна и даже уникальна. И все благодаря тому, что возможны миллионы сочетаний различных черт характера и поведения. И все-таки существует множество типологий личности, призванных разделить всех людей в мире на ограниченное количество категорий или типов.

Правильно это или нет — каждый решает для себя сам. Однако определение типа личности бывает полезным с точки зрения выбора профессии, партнера, организации труда и просто для тех, кто хотел бы лучше узнать себя, понять свои трудности в общении, найти лучший способ комфортно чувствовать себя в любой обстановке. Именно поэтому психологический портрет личности — это сочетание нескольких типологий и подходов к определению структуры личности, в которую входят способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки и т.д. Составление целостного психологического портрета личности дает возможность порекомендовать человеку, какие виды деятельности будут для него наиболее комфортны, с какими людьми ему будет легче сойтись, как лучше решить проблемы общения, поведения, эмоционального реагирования и др.

К методам исследования, позволяющим составить психологический портрет личности, чаще всего, относят тесты (в том числе проективные), рисуночные методики, а также не стоит забывать о телесной диагностике и об анализе продуктов творчества.

Итак, психологические типы личности.

Пожалуй, самая известная типология берет свое начало еще в трудах Гиппократа. Это всем известные четыре типа темперамента:

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

И. П. Павлов наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности:

Мыслительный тип — весьма рассудителен, склонен к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Его чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

Художественный тип— развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Его интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, он успешно реализует себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств.

Описание одной из самых интересных типологий личности принадлежит К. Г. Юнгу. Он выделяет две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: экстраверсию (направленность вовне) и интроверсию (направленность вовнутрь) и четыре психические функции, к которым относятся мышление, чувство, ощущение и интуиция. Таким образом, Юнг выделял 8 типов личности.

На основе теории Юнга была разработана концепция соционики, которая выделяет в общей сложности 16 типов личности. Для того, чтобы понять, к какому типу Вы относитесь, достаточно проанализировать четыре пары характеристик и решить к какая из двух в каждых четырех случаях подходит Вам больше:

1. Экстраверсия – интроверсия.

Экстраверсия — свойство психики человека, которое обусловлено врожденными механизмами реагирования. Экстраверсия характеризуется как направленность личности вовне, на окружающий мир, на общество. Они общительные, разговорчивые люди, которые нередко могут заговорить даже с незнакомым человеком на улице или могут разговаривать вслух сами с собой, и это не является признаком психического расстройства или болезни, это просто такое свойство личности. Общение и социальные контакты важны для экстраверта так же, как воздух, в одиночестве, тишине, спокойствии, без взаимодействия с другими людьми, экстраверт не то, что чувствует себя не комфортно, он просто погибает, ведь течение психических процессов, характерное для данного вида людей, нарушается.

Интроверты очень любят и ценят одиночество, они сосредоточены на своих личных переживаниях и своем внутреннем мире, общество и навязчивое общение для них порой просто не выносимы. Они очень быстро устают от взаимодействия с людьми и стараются избегать чрезмерных социальных контактов.

Интроверты практически никогда не испытывают дефицита общения, согласно существующей шутке, у них всегда есть прекрасный, умный и понимающий собеседник — я сам. Поэтому они точно дозируют свою социальную активность, предпочитая оставаться наедине с собой, чем с кем-либо.

2. Этик – логик.

Этик. Мышление этиков ориентировано на мир людей и их отношений. Этики живут эмоциями, переживаниям и чувствами. Они хорошо видят настроение других людей, их симпатии и антипатии, им легко даются общественные, гуманитарные науки, искусство.

В деятельности этики руководствуются человеческими оценками, хорошо или плохо, прилично, весело и так далее. Быть этичными они не стараются, а скорее логичными. Логика у них действует нормативно, они склонны ориентироваться на букву, а не дух закона.

Логик. Мышление логиков ориентировано на предметный мир. Логики хорошо оперируют фактами, логическими законами, принципами, правилами. Они по большей части разбираются в технике, легко ориентируются в области естественных наук.

Их деятельность регулируется в первую очередь понятиями правильности, логичности, оптимальности. При этом логики не стараются быть логичными, так как это для них естественно, скорее наоборот, они себе позволяют некоторую осознанную нелогичность, а вот быть этичными они стараются. При этом в отношениях обычно придерживаются установленных правил, хотя могут и игнорировать их, рискуя сильно подорвать репутацию, и искренне удивляясь, почему окружающие так плохо относятся.

3. Сенсорик – интуитив.

Интуитив. Развитое абстрактное мышление. Внимание направлено на выделение главных функциональных свойствах объектов и явлений, стремление постичь суть явлений, найти общую закономерность. Контроль над временем. Защита минимально необходимого личного пространства. Интуит ощущает себя отдельным, инородным объектом в пространстве. Взгляд обычно рассеянный, смотрящий вдаль или не фиксирующийся. Походка, движения интуитов не уверенные. Интуиты живут в перспективе, не отделяя будущее и прошлое от настоящего, учитывая тенденции и развитие ситуации.

Сенсорик. Развитая способность ориентироваться в конкретной ситуации. Внимание направлено на восприятие конкретных проявлений, деталей. Стремление получить материальный продукт деятельности. Контроль над пространством. Защита минимально необходимого личного времени. Сенсорик органично вписывается в окружение. Взгляд цепкий, сфокусированный на объекте внимания. У сенсориков точные, уверенные действия. Сенсорики живут сегодняшним днём, контролируя ситуацию здесь и сейчас, действуя согласно текущей обстановке.

4. Рациональность – иррациональность.

Рациональность. Нравится жить в хорошо организованном и распланированном окружении. Нравится принимать решения, но принимает и решения других, чувствует себя комфортно, когда знает, чего ожидать и что должно произойти. Беспокоится, когда какой-то вопрос в течение длительного времени остается нерешенным. Не любит менять планы, требуется время, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам. Комфорт основан на стабильности. Волнует, сколько времени уходит на выполнение заданий, не любит тратить время попусту, старается не опаздывать и хочет, чтобы другие поступали также (родители должны вовремя забирать после садика, школы). Предпочитает соблюдать правила. Часто спрашивает, как нужно играть, что нужно и что не нужно делать. Поняв правила, не склонен их изменять. Уважает авторитет и выполняет свои обязанности. В подростковом возрасте может взбунтоваться, если родителями были установлены жесткие правила. Продуктивен, ответственен. Предпочитает заканчивать дела.

Иррациональность. Спонтанен, легче справляется с неожиданностями. Любит все новое, необычное. Необходимость делать выбор, принимать решение вызывает беспокойство, поэтому часто позволяет сделать этот выбор другим, может казаться пассивным. Предпочитает откладывать решение или оставлять вопрос открытым. Стремится жить моментом. Относится ко времени свободно, поэтому может опоздать, не успеть сделать работу. Игру смешивает с уроками, все перемешивается и превращается в непрерывный процесс. Сопротивляется любым запретам. Постоянно нарушает границы допустимого поведения, забывает о существовании правил или сомневается в них. Ограничения воспринимает как барьеры на пути исследования мира. Лучше просить прощения, чем спрашивать разрешения. Может неоднократно нарушать дисциплину. Любопытен, задает много вопросов, игрив, импульсивен. Предпочитает начинать дела.

А теперь, соединив Ваши четыре характеристики воедино, Вы получите свой тип личности:

Дон Кихот (Искатель) — логик, интуит, экстраверт, иррационал;

Дюма (Посредник) — этик, сенсорик, интроверт, иррационал;

Гюго (Энтузиаст) — этик, сенсорик, экстраверт, рационал;

Робеспьер (Аналитик) — логик, интуит, интроверт, рационал;

Гамлет (Наставник) — этик, интуит, экстраверт, рационал;

Максим Горький (Инспектор) — логик, сенсорик, интроверт, рационал;

Жуков (Маршал) — логик, сенсорик, экстраверт, иррационал;

Есенин (Лирик) — этик, интуит, интроверт, иррационал;

Наполеон (Политик) — этик, сенсорик, экстраверт, иррационал;

Бальзак (Критик) — логик, интуит, интроверт, иррационал;

Джек Лондон (Предприниматель) — логик, интуит, экстраверт, рационал;

Драйзер (Хранитель) — этик, сенсорик, интроверт, рационал;

Штирлиц (Администратор) — логик, сенсорик, экстраверт, рационал;

Достоевский (Гуманист) — этик, интуит, интроверт, рационал;

Гексли (Советчик) — этик, интуит, экстраверт, иррационал;

Габен (Мастер) — логик, сенсорик, интроверт, иррационал.

P.S. от глубинного психотерапевта.

Подходя к вопросу личности с точки зрения глубинной психологии, важно отметить, что под личностью понимается сознательный уровень психики человека. Иными словами, личность — это то, что человек думает, знает (или думает, что знает) о самом себе и как его воспринимают окружающие люди. Это — его Эго, находящееся под неусыпным контролем Супер-Эго (т. е. общества, морали, социальных норм и собственной совести). Но не будем забывать и о другом, более глубоком уровне психики, — сфере бессознательного. Оно содержит в себе намного больший потенциал, чем сознательная личность. И личностный рост связан как раз с расширением сознания, все большим осознаванием своих природных возможностей.

Путь к зрелой целостной личности — длинною в жизнь. Он не прекращается никогда. И даже самые осознанные и самоактуализированные личности знают — нет предела совершенству…

 

 

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники