28 Июл

Эти загадочные аутисты

  В последние годы наблюдается увеличение числа детей, имеющих проявления аутизма. Установить причины его возникновения до сих пор не удается. Современные исследователи связывают развитие аутизма с целым рядом биологических факторов: мозговой дисфункцией, хромосомными аномалиями, обменными нарушениями. Кроме того, социальные и психологические факторы также могут способствовать формированию аутистических черт личности.
Согласно Международной классификации болезней, аутизм, наряду с синдромом Аспергера и другими подобными заболеваниями, входит в группу расстройств аутистического спектра. И хотя каждое заболевание этой группы имеет некоторые собственные характеристики, все они объединены схожими особенностями развития и поведения ребенка, которые будут обсуждаться в этой статье.

  Итак, основные критерии аутизма таковы:
— отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоциональных реакций;
— недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы;
— недостаточная или чрезмерная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
— фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);
— однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).

  Но каждый случай детского аутизма уникален как с точки зрения этиологии, так и с точки зрения проявляющихся симптомов и степени их выраженности. В связи с этим существует классификация аутизма, согласно которой, в зависимости от тяжести симптомов, выделяют четыре группы:

  1 группа. Полная отрешенность от происходящего. Данная группа — самая тяжелая. Дети практически не говорят. Могут произносить короткие слова и однотипные фразы. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание. Не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Их взгляд не целенаправлен. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии. Стереотипы выражаются в монотонности бесцельного, ситуативнообусловленного поведения: ребенок может часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном.

  2 группа. Активное отвержение происходящего. Для речи характерны эхолалии — автоматическое повторение чужих слов и фраз. Собственная речь крайне бедна и стереотипна. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд»; о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Часто дети вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление конкретно, не символично, то есть такие дети все понимают буквально, не распознавая подтекста. Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера — отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Такие дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх и соответствующую бурную реакцию.

  3 группа. Погружение в аутистические интересы. «Книжные» дети отличаются от детей других групп аутизма тем, что много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. Однако к диалогу не склонны, в общении собеседника не слышат и, если даже смотрят на него, то обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению. Речь смазана, тороплива, отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. Рано набираются знаниями и словарным запасом по определенной теме, однако поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания.
«Зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация, таким образом, становится аутостимулирующей. Дети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут часами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных.
Не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем, то есть не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведения.

  4 группа. Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком. Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ. На первый план выходит ранимость, беззащитность таких детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям, ожидая от них подтверждения правильности своих действий и одобрения.

  Итак, каждый случай аутизма уникален, но в самой основе этого заболевания лежат искажение мышления (непонимание ребенком общего смысла событий, происходящих вокруг) и эмоциональные нарушения (приводящие, в том числе, к неспособности к взаимодействию).
Портрет такого ребенка можно дополнить еще некоторыми особенностями, отличающими этих детей от сверстников. Нередко эти дети бывают одаренными в какой-либо сфере: музыке, рисовании, конструировании. И это может быть единственным, что интересует их в жизни.
Особенности мышления таковы, что ребенок воспринимает информацию целыми блоками, не перерабатывая ее; она применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. То есть формировать опыт, переносить его на другие ситуации такие дети не способны. Они воспринимают все буквально, не понимая переносного смысла и подтекста.
Аутисты, как правило, крайне чувствительны к сенсорным стимулам: громкий звук, яркое пятно, прикосновения — могут вызвать бурную негативную реакцию ребенка.
Аффективные нарушения характеризуются не только слабостью эмоциональных проявлений, но и обилием различных страхов и фобий, которые порой кажутся нелепыми. Ребенок может бояться, например, луча света на полу или шума закипающего чайника. Он воспринимает этот мир враждебным и изо всех сил старается защититься от него, уходя в свой собственный мир, противясь любым вмешательствам со стороны. Он отгораживается даже от самых близких людей, а также использует стереотипы поведения как защиту. Когда такой ребенок придерживается определенных привычных ритуалов, у него создается иллюзия контроля над ситуацией, и страхи ослабевают. Но как только что-то нарушает привычный ход вещей, ребенок-аутист в качестве защиты может проявить агрессию или аутоагрессию. Однообразные движения — бег по кругу, застывание в замысловатой позе, потряхивание руками или постукивание игрушкой — представляют собой патологическую аутостимуляцию, которая компенсирует нервное напряжение.
Характерны для таких детей и физические симптомы: ярко выраженная аллергия на продукты питания, частые простудные заболевания, желудочно-кишечные болезни.
Основной задачей комплексного подхода к лечению аутизма является адаптация ребенка к жизни в социуме. Для этого необходимы медикаментозное лечение, а также психологическая коррекция эмоционального состояния и поведения маленького пациента. Кроме того, успех лечения во многом зависит от психологической и эмоциональной стабильности семьи и ее сотрудничества со специалистами — психиатром, неврологом, психологом, педагогом. Совместными усилиями нужно сделать самое важное — понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь ему приспособиться к миру.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники